На главную | Контакты     Скачать гимн в исполнении Тогбергена Абиева и Нурлана Абдулина
Картинка - abiyev.kz

Дорога «Западная Европа-Западный Китай» дороже справедливости

Голосуйте:   
Автор: Талгат Мамырайымов, политолог
11-07-2013, 20:29

В первый день этого месяца в СМИ прошла информация о завершении в запланированные сроки строительства первого участка международного транзитного коридора «Западная Европа-Западный Китай» в Южно-Казахстанской области протяженностью в 24 км.

 

В целом участок дороги «Западная Европа-Западный Китай» в этой области равен 448 км. Ранее, в середине июня прошла победная реляция о сдаче в эксплуатацию 111,9 км из общего участка в 494 км еврокитайской транс магистрали в Жамбылской области. Все эти достижения преподносились как чуть ли не эпохальные для истории Казахстана события. И это понятно, поскольку автомагистраль «Западная Европа-Западный Китай» позиционируется как ключевое звено в торгово-транспортных связях Европы и Западного Китая. Данный проект, как говорится, имеет исторический масштаб. Поэтому в верхах не обращают внимания на какие-либо «мелкие, немаловажные детали». Вместе с тем, такими «малозначительными деталями» становится благосостояние и, порой, судьбы значительного количества людей. Строительство транс магистрали, соединяющей Европу и Китай, уже принесло немало бед простым казахстанцам. Например, когда в Жамбылской области рапортовали о сдаче очередного участка грандиозного автобана в г. Туркестан местной полицией был задержан на 2 суток Бауыржан Абубакир, ставший, как и многие другие, жертвой этого грандиозного проекта.

 

Благие начинания

Несколько лет назад Б. Абубакир, ничтоже сумняшеся, решил открыть магазин строительных материалов в г. Туркестан с дальнейшей перспективой производства готовой продукции. В июне 2007 г. Б. Абубакир выкупил у частных лиц участки земли на самом краю объездной дороги Шымкент-Кызыл-орда. После получения постановления акима г. Туркестан на строительство на данном участке коммерческого объекта, Б. Абубакир в конце 2008 г. построил магазин. Но магазин так и не получилось открыть, так как руководство акимата города не выдало акт на эксплуатацию в виду планирующегося начала строительства дороги «Западная Европа-Западный Китай».

Согласно Плану мероприятий по переселению в Южно-Казахстанской области проекта «Западная Европа-Западный Китай» от 30 марта 2010 г., магазин и участок Б. Абубакира подпадал под изъятие на основе выкупа.  Соответственно, Б. Абубакира заверили в скорой выплате компенсации в размере 37 671 000 тенге на основе независимой оценки ТОО «Табыс-оценка». Он готов был пойти на этот шаг, но у него за «услуги» государственные чиновники потребовали мзду в 5 тыс. долларов. Б. Абубакир в ответ, как говорится, послал мздоимцев на «три буквы», будучи уверенным в своей правоте. Тем более, что в Казахстане на самом высшем уровне провозглашена свобода предпринимательства. С таким «зарядом надежды» начались хождения Б. Абубакира по мукам в поисках правды.

 

Борьба за правду

Ищущий правду туркестанский предприниматель, информацию о взятке, записанную им на телефон, предоставил в компетентные органы. Тогда многие мздоимцы лишились своих постов. Но они, по сути, были обычными рядовыми исполнителями. Более выше по рангу коррупционеры ушли от наказания. Тем самым Б. Абубакир настроил против себя практически всю туркестанскую государственную машину. И уже доходит до того, что его без всяких оснований арестовывают. Это, в частности, произошло 15 июня т.г., когда Б. Абубакира полицейские задержали на двое суток…

 

Во всей этой истории особую пристрастность проявил тогда еще аким г. Туркестана Молдасеитов Кайрат. Озабоченный аким лично подал в суд на Абубакира Бауыржана, добиваясь отмены ранее выданных разрешительных документов на строительство оспариваемого объекта, и его принудительного сноса за счёт ответчика. В то время как такая деятельность не входит в компетенцию акима. Этим должны заниматься соответствующие органы местного земельного комитета.

 

Вслед за акимом активное пристрастное участие в деле Б. Абубакира проявили сотрудники местной финансовой полиции, оказывая давление на судебный процесс по рассмотрению заявления Молдасеитова. Ретивый работник местного финпола Абдуллаев Керимхан незаконно изъял из земельного комитета, архитектуры и других ведомств, правоустанавливающие первичные разрешительные документы на строительство объекта Абубакира Бауыржана. После чего этот финполовец опять-таки незаконно назначил судебную экспертизу на документ не известного происхождения без ведома самого Абубакира Бауыржана. В результате таких деяний туркестанского финполовца было дано заключение о том, что правоустанавливающие документы Б. Абубакира, выданные предыдущим акимом города Туркестан Али Бектаевым, являются, якобы, поддельными. Хотя на руках у самого Абубакира Бауыржана сохранились подлинные документы. Тем не менее, прокуратура города на все эти факты закрыла глаза.

 

В результате суд г. Туркестана 28 октября 2010 года признал незаконным права Б. Абубакира на земельный участок и здание магазина в виду отсутствия у него, якобы, соответствующих разрешительных документов. Однако, Верховный Суд РК 4 апреля 2012 г. это решение туркестанского суда закономерно отменил и узаконил права Б. Абубакира на земельный участок и здание магазина. Несмотря на все это, отфутболивание Б. Абубакира из одного органа в другой продолжилось – прокуратура Южно-Казахстанской области не выдала письменного подтверждения юридической обоснованности процедуры оценки, изъятия, выкупа и сноса магазина Б. Абубакира

 

Горечь поражения

В конечном итоге после достаточно большой «шумихи», которую поднял Б. Абубакир в прессе, центральных государственных органах, участок мегатрассы начала прокладываться в обход его магазина. Причем на не достаточном по закону расстоянии. То есть, рано или поздно будет поставлен вопрос о его сносе без какой-либо компенсации. Так местные органы власти попросту обманули Б. Абубакира, не выдав ему положенную компенсацию и т.д. Департамент автомобильных дорог не стал выкупать магазин и участок за отсутствием акта приемки на объект. В действительности объекты такого рода в соответствии с законодательством подлежат выкупке. Впрочем, это уже подразумевалось в упомянутом выше Плане переселения по области.

 

Такая же участь постигла и многих других жителей прилежащих к еврокитайскому автобану г. Туркестана и соседних районов. Люди, которые дали требуемую мзду, без проблем получили причитающуюся компенсацию. Взятки также позволили получать сумму выкупа, превышающую допустимые разумные объемы. В итоге одни собственники получили за свои участки, здания миллионы, а другие – в разы меньше. Те же, кто не дал взятки, остались как Б. Абубакир у разбитого корыта. Тем временем местные официальные руководители безапелляционно заявляют, что деньги, выделенные на компенсации, закончились. Это вызывает не просто удивление, а подозрение о коррупционной растрате этих средств. Как можно иначе думать, если данные средства по проекту должны были покрыть всю общую сумму выкупа. Казалось бы, после таких неблаговидных деяний Кайрат Молдасеитов должен был, по меньшей мере, уйти в отставку. Но вместо этого стал благополучно акимом г. Шымкента, где продолжил свои черные дела, о чем подробно написала недавно шымкентская газета «Рейтинг».

 

Иначе говоря, районные южно-казахстанские акиматы в произвольном и зачастую незаконном порядке решают проблему возмещения компенсаций по факту строительства евроазиатского автобана. И, судя по всему, им в этом деле потворствует аким области Аскар Мырзахметов. В этой связи отметим, что в свое время по запросу Б. Абубакира аким Южно-Казахстанской области образовал специальную следственную комиссию. Комиссия признала факт нарушения его прав. Но южно-казахстанский аким не признал заключение комиссии, не дав ей ход, попутно игнорируя всяческие запросы и требования о встрече Б. Абубакира.

 

Цена вопроса

Вышесказанное наводит на мысль о том, что строительство автодороги «Западная Европа-Западный Китай», видимо, приносит немалые барыши власть предержащим – от акиматов до главного оператора проекта - министерству транспорта и коммуникаций. А денег в создание этой автодороги вложено немало. Один только Всемирный банк для этого выдал нашей стране 2 миллиарда 125 миллионов долларов займа. С кредитами Азиатского, Европейского и Исламского банков развития общая сумма заема составила 3,5 миллиарда долларов. Помимо этого, привлечены государственные и частные инвестиции в объеме 2 млрд. долларов. Как видим, куш очень большой и здесь есть возможность для различных коррупционных сделок наших государственных органов – от увода части средств, выделенных на компенсации землевладельцам, до взяток с подрядных организаций и т.д.

 

Масштаб урона простых казахстанцев от дороги

Различные тяготы, ущерб от строительства грандиозного автобана несут не только жители Южно-Казахстанской области. Жители соседней Жамбылской области также стали ощущать на себе все «прелести» суперпроекта «Западная Европа-Западный Китай». Многие жамбылские фермеры, чьи хозяйства находятся вблизи мегатрассы, находятся на грани разорения. Вся проблема в том, что автобан отрезал все подъездные пути к фермам. Все это не было учтено при разработке проекта и карты дороги. В итоге тысячи гектаров полей оказались отрезанными от внешнего мира, была потеряна возможность перевозить скотину через автобан. Теперь тяжелую технику до своих земель фермеры Меркенского района Жамбылской области могут доставлять только через соседние села, что занимает лишних 40-50 километров. Причем не у всех есть время и возможность перебрасывать на такое расстояние громоздкую технику. Кроме техники необходимо также доставлять фураж для скотины и т.д. Местный акимат во всем обвиняет самих фермеров, утверждая, что они вовремя не подали бумаги на строительство подъездных путей от трассы. На самом же деле данный вопрос был в прямой компетенции местных исполнительных органов. Прокуратура Жамбылской области тем временем молчит.

 

В таком же положении оказались и многие фермеры Южно-Казахстанской области, земли которых волею судьбы оказались на маршруте еврокитайского автобана. 17 апреля 2011 г. крестьяне Южно-Казахстанской области выступили против строительства транс магистрали «Западная Европа - Западный Китай». Поводом стало не выполнение департаментом автомобильных дорог ЮКО договора о компенсации об изъятии земель под строительство магистрали «Западная Европа - Западный Китай». Фермеры в то время мало того, что не получили в полном объеме компенсацию, их также не поставили в известность, какие участки смогут обрабатывать и засеивать, поскольку не были установлены границы будущей дороги. Более того, многие фермеры области, после получения уведомления об изъятии земельных участков, продолжительное время терпели убытки, не имея права на возделывание земель и не получив компенсаций. И эти мытарства, как южно-казахстанских, так и жамбылских фермеров, по всей видимости, еще не закончились. В итоге дорога «Западная Европа-Западный Китай» становится дороже благополучия людей, как в прямом, так и в переносном смысле.

 

О многочисленных фактах нарушения прав казахстанцев от строительства транс магистрали «Западная Европа-Западный Китай» писалось и говорилось не раз. Первым данную проблему начал расследовать и освещать руководитель информационно-правового портала «Abiev.kz» Т. Абиев, выезжая на места. Он неоднократно обращался в соответствующие органы с фактами расследований коррупционных правонарушений на строительстве автобана. Но воз и ныне там. В виду этого становится понятным, что не только местные власти, но и их руководители в Астане сильно не заинтересованы в «выносе мусора из избы». Какова цена данного вопроса понятно, учитывая сколько средств, выделенных на возведение еврокитайского автобана, не получили целевого вложения.

 

Между тем, с самых высоких властных трибун много говорится о политике социальной справедливости, защите прав предпринимателей и т.д. Но ждать реализации всех этих обещаний простым казахстанцам, видимо, придется еще долго. Не случайно в Послании «Казахстан-2050» сказано: «К 2050 году нам надо построить такую политическую систему, при которой каждый гражданин Казахстана должен быть твердо уверен в завтрашнем дне, в будущем». Получается, что у нас политическая система пока не обеспечивает интересы каждого гражданина, социальную справедливость. Как говорится, оговорка-признание факта. Или наши власти ждут масштабного взрыва социального недовольства?

1
Бектас (Гости)
17 ноября 2015 17:27
Проект дороги «Западная Европа-Западный Китай» кем создан и кем утвержден? Главный вопрос. Надо бы огласить эту информацию. Дорога разрезала на две части многих хозяйств. Это можно видеть везде, почти. Надо опросить всех, кто живет вдоль дороги, чьи земли разделились на две части. Как они переходят эту дорогу при перегоне техники и скота? Через какое то время наше государство будет переделывать эти ошибки проектировщиков и экспертов за счет наших же денег.


Комментировать

Уважаемые читатели! Редакция сайта ABIYEV.KZ ждёт Ваших комментариев. Если нарушены ваши законные, конституционные права, если суд вынес против Вас незаконное решение или приговор, если Ваш бизнес подвергся рейдерству, если Вы обладаете какой-либо информацией о коррупционных или других преступлениях – Вы можете обратиться в нашу редакцию на эл. почту: abiyev-tokbergen@mail.ru, или позвонить по тел.: 8(7172)968 160, сот.: 8 705 999 99 50, 8 702 936 98 07. Токберген Абиев Конфедициальность и принципиальную позицию гарантирую.

Отменить
Просмотров: 8745



Яндекс.Метрика